Аскинская пещера – Велопоход


Поход в Аскинскую пещеруЗима по календарю кончилась, а мечта-авантюра организовать зимний велопоходик, чтоб погонять по чистым снежным дорожкам осталась и никак не выветривалась из головы. Последней каплей были наши соревы «Метелица-2010»…

Время проведения: 6-7 марта 2010

Заброска: электричка Шакша-Инзер

Выброска: электричка Инзер-Шакша

Нить маршрута: Приуралье – Максим Горький – Аскинская пещера – Убалар – Коварды – Юлуково – Зилим-Караново – Бакрак – Якты-Куль – Карташёвка – Ирныкши – Улукулево (Карламан)

 

 

 

 

Участники: Роза, Артур (Swedart), Ринат (Veg), Женя (MavericK), Рустик (Smit), Руслан(Mulk), Ильнур (Oposum)

Ринат: Давно хотел сходить в зимний поход, а тут ещё и вело.

Ночью поставил шипованную резину и настроил переклюки + провёл ревизию двух бензиновых горелок. Мультитопливка Ковея конечно лёгкая, но слабенькая… Шмель-4 рулит :)

В нашей компании трое новичков – Роза, Ринат и Артур. Смело наверно решиться в зимний поход, особенно девушке ;)

День первый. Аскинская

Электрон. Люди удивляются при виде семи велосипедистов с рюкзаками. Видимо и контролёры удивились, т.к. попросили за проезд только по 30 рублей :) В электроне распределяем снарягу. Предстояло докупаться по пути сухофруктами и казинаками, т.к. Женя по ошибке распечатал только последний лист раскладки и, соответственно, купил не всё :) Узнаём что среди нас есть «сыроед», это Ринат. За разговорами и карточными играми Приуралье приехало к нам очень быстро :)

Ринат: Сели на велосипеды и в путь. Не смотря на то, что у меня сликовые покрышки, вел шёл хорошо, не скользил и тормозил на удивление отлично.

Не обделив вниманием туалет на станции Приуралье, трогаемся по асфальтовой дороге вдоль ж/д путей (по ходу движения нашего электрона). На перекрёстке поворачиваем направо в сторону райцентра Арханьгельское. На первом подъёме вспоминаем о «бесцельно» проведённом времени зимой, без тренировок на веле :)  :)

На последующем скоростном спуске в райцентр есть крутой поворот налево. Летом его наверно можно без торможения пройти, а вот зимой – страшновато, поэтому пришлось подтормаживать.

Ринат: Поставили рекорд скорости в зимнее время 46,8 км/ч.

Останавливаемся у первого же магаза и таримся ништяками. Народ при виде как минимум удивляется, некоторые даже подходят с вопросами. Ближе к центру начинаются снежные участки без асфальта – наконец-то снег. В очередной раз убеждаюсь, что вилка зимой нужна на укатанном снегу не менее, чем летом на щебёнке.

На небольшом пит-стопе лечим плохо вращающееся колесо Руслана смещением заднего калипера. Вид свободно вращающегося колеса помогает как минимум психологически :) Заодно побеждаем задиру на эксцентрике подседела у Артура.

Через километр после Архангельского пересекаем белорецкую трассу в направлении на н.п. Максим Горький. Останавливается белая служебная Волга. Оказывается это глава администрации Архангельского района едет встречать гостей из Латвии. Расспрашивает кто мы и куда едем. И почему его не предупредили – встретили бы нас тоже. Сообщает что до Аскино доехать на велах не удастся. Только пешком.

Дорога постепенно превратилась в полностью заснеженную – ура! за этим и ехали :) Рельеф непересечённый, снег хорошо укатан – едется быстро. Неглубокий снег на обочине на высокой скорости громко трещит. Радуются даже уши :)

В н.п. Максим Горький, пока народ тарился в магазе, задаю волнующий меня вопрос насчёт дороги от Убалар до Ковардов. Тётка говорит, что дороги там нет и надо возвращаться и ехать через Архангельское. Нет уж! Это круг километров в 80 никак не укладывался в идею нашего похода!

Между Убалар и Ковардами всего 4 км, хоть и через лесной перевал с набором высоты 120м. На карте и по «гуглу» грунтовка есть, но вот что там зимой можно было только предполагать.

Поедем пока до Аскинской, а там дальше видно будет. После н.п. Заря устраиваем первый перекус. Ринат точит холодные яблоки…

Солнце окончательно закрепилось на небосводе, отражаясь от чистого снега и слепя глаза. Не помешали бы тёмные очки. Местами дорогу перемело. После Зари немного набираем высоты, после чего начинается двухкилометровый скоростной спуск до поворота влево на Аксино. Хорошим ориентиром служит зелёная беседка на основной дороге за поворотом и забор/ЛЭП в сторону Аскино.

Не обманул глава Архангельского района, доехать до Аскино не получилось. Только первые полкилометра санная дорога ехалась. Встретили встречную повозку, гружёную сеном.

Ещё через 500 метров мы решили оставить велы за поворотом в низинке – нафига их ещё 6 км тащить туда-обратно?

Рината и Артура готовятся к пешему переходу, одевая мешки под невысокие ботинки. В Аскино не увидели ни души. Что не удивительно, ведь там всего 4 дома. Предприятие по разливу минеральной солёной воды видимо зимой не работает.

До Аскинской пещеры вела пешеходная тропа. По пути напились тёплой солёной воды из источника. Много не пили, слышал истории, как людей проносило после этого…

Летом в пещере не так скользко и не так холодно. Не хотелось бы стоять тут ПБЛом !

Ринат: Зимние парковки работают отлично :) Просто без торможения врезаешься в сугроб и парковка готова!

Ринат: Это была шестая по счёту пещера в которой я был. Ледяные скульптуры, хорошая акустика, пение звука ОММ звучало шикарно!

Вернувшись к велам, устраиваем большой перекус с салом, сыром, ништяками и чаем.

Два с хвостиком километра от поворота на Аскино и мы уже в деревне Убалар.

И вот она: ледяная Аскинская  пещера

Наличие хорошей санной дороги через перевал до Ковардов подтвердил только второй «язык». На Ю-З от деревни уходила отлично утоптанная санная дорога, что не могло не радовать! По центру дорожки, где снег был хорошо утоптан копытами, даже удавалось ехать под горку и по прямой.


На спуске с перевала дорога узкая и заметно менее утоптанная, ехать можно было только по узкой полоске в центре. Чуть в сторону и пушистое падение в сугроб обеспечено :)

Едем с Женей первыми. В Ковардах у некоторых уже начался праздник – идут шатаясь по улице. Местные гопники даже пытаются поставить подножку нашим велосипедам. Хотим проехать за Сабаево, найти лесочек и готовить лагерь пока остальные догоняют. Однако, по рации узнаём что у Розы на перевале ухудшилось состояние. Находим в деревне Убалар но-шпу и поднимаемся назад к лесу. Присоединившись к группе, продолжаем подъём, но уже к восточной опушке леса относительно деревни. К нашей радости здесь обнаруживается лесовозная тракторная дорога. Быстро темнеет. Хотим встать прямо на дороге, однако проехавший гусеничный трактор с кучей больших брёвен волоком быстро заставил нас передумать :) Поэтому встаём сбоку от дороги у поломаной сосны.

Костёр из сырых веток сосны у ребят так и не разжёгся. Немного «пошаманив» на пару с Женей, запускаем старый добрый Шмель-4. Но костёр всё-таки нужен. Надо согреться и посушить вещи. Кругом один сосновый строительный лес, даже веток сухих не наломать. Сушняков и подавно не найти. Вот бы сейчас комплект лыж чтоб поглубже в лес углубиться :) Выручили отдельно стоящие большие дубы. Немного древолазания в поисках сухих веток + пару часов (!) распиливания и запас дров на вечер/утро готов. Жаль только вторая пила как-то сразу затерялась и «развлекаться» с дровами пришлось по одному. Как только запылал жаркий костёр и сготовился ужин, настроение у участников сразу поднялось на несколько градусов :) Новички от костра просто не отходили. Розе костёр тоже явно пошёл на пользу.

Ринат: Костер был разожжен при помощи бензина))) Впервые в жизни пришлось разжигать таким способом.

Ринат: Артур говорил, что ночью у него была жесткая борьба с холодом. У меня же всё было тепло, не смотря на то, что спал с краю. Переоделись в сухое. Растопил снег, довел его до кипячения. Залил в полуторалитровый баллон чтоб использовать как грелку и пошёл спать. Укутал ноги курткой и засунул горячий баллон под ноги, до утра он был тёплый. Лично мне было жарко, я даже спальник расстегнул.

Пробег за день 51 км.

День второй. Психологическая борьба

Вторая палатка, в которой спали Руслан и Женя, встала рано. Будильник, поставленный на 7:30, тут в основном ни при чём :) Просто вдвоём спать в палатке холоднее, чем впятёром. Так неохота было вылазить из тёплого спальника, но надо – Руслан и Женя уже почти в «открытом космосе» :) Женя с Русланом разжигают примус, я – костёр. Хорошо пылают наколотые вчера дубовые дровишки. Сготовили завтрак быстро, даже пришлось ждать пока остальные оденутся и вылезут :) Приятно было ловить первые лучи солнца, прорывающиеся через кроны деревьев.

Ринат: Иней в палатке, ботинки в виде куска льда, замерзший Артур справа от меня))

Спустились в деревню уже по тракторной дороге. Особенно понравилось проходить повороты без торможения по контруклону. Страшно, но интересно! :)

У магазина толпа местного народу, в т.ч. и мы :) Тётка предупреждает о горячем нраве некторых представителей деревне Юлуково, в которую нам предстояло сейчас ехать. Как мне показалось, дорога сегодня более укатанная и скользкая. Похоже здесь больше ездят машины. Недалеко перед Юлуково тормозит калина, из которой вышли приветливый мужчина в тюбитейке и двое девушек без шапок. Это были корреспонденты газеты «Табын», которые ехали на чемпионат РБ по борьбе «куреш». Мы не стали возражать против небольшого интервью :) Наш рассказ про поход, велофедерацию и сайт Veloufa.ru был записан на камеру :)

Юлуково проехали без эксцессов. Первой вкручивает Роза.

За два километра переехали целых три моста. Стоящие машины выдавали рыбаков.

Дорога до Зилим-Караново планировалась через Ибрагимово. Однако зимой видимо этой дорогой не пользуются. Пришлось сделать небольшой крюк по южной дороге. Перед выездом на асфальтовую трассу до Зилим-Караново, останавливаемся чтоб сделать перекус и смазать огребающие цепи. Смазка на цепи загустевшая.

Ринат: Выбрались на Асфальт, вот тут то я обрадовался, у меня ж слики. Погнал вперёд на всех парусах.

При выезде на трассу поворачиваем направо. К сожалению (может только для меня)) здесь снежная дорога кончилась и начался асфальт. Зилим-Караново объезжаем по объездной дороге. У Руслана заболела коленка.

Ринат: Добравшись до Зилим-Караново, остановились и пофоткались, если не ошибаюсь, то именно здесь родился Мажит Гафури. Дальше начинается психологическая борьба.

Через 5 км сворачиваем в деревню Бакрак. Отсюда, судя по километровке, был мост через Белую и дорога с покрытием до Утяганово. А там и до Охлебинино недалеко, километров 30 через Прибельский. По «гуглу» участок вдоль Белой был как раз заснят зимой, и автодороги/моста там видно не было. Но надежда на санную дорогу оставалась, хотя бы потому, что по ту сторону Белой проходила «железка», и население могло ездить на остановку электрички «Тазларово». На подъезде к Бакраку водитель саней :) сказал, что дорогу до Утяганово иногда делают, но в этом году не прокладывали. Надежда прорваться через Белую окончательно улетучилась после разведки: санная дорога поворачивала обратно в деревню. Когда вернулся с разведки, народ уже устроил перекус – клёва!

Выезжаем обратно на асфальт. Теперь нам предстояло ехать через Красный Зилим в сторону Архангельского, а потом по белорецкой трассе до поворота на Карламан. Был ещё вариант выехать на белорецкую трассу через н.п. Николаевка и Карташёвка. Последний вариант был интереснее – короче, машин должно быть мало, ну и дорога снежная. Единственный минус – не факт что это дорога существовала зимой :) В Якты-Куле второй язык подтвердил наличие дороги через Карташёвку. Ура!

Солнце успело подтопить снег и на дороге местами были слякоть и лужи.

На перекрёстке едем прямо по указателю на Карташёвку. После перекрёстка слякоть и лужи сразу кончились, началась гладкая снежная дорога. На Т-образном перекрёстке поворачиваем налево. Направо уходит дорога в Орловку.

Группа растягивается, чувствуется, что участники начинают уставать. Тем времен солнце совсем спряталось за облака.

Ринат: Белая дорога, не разглядеть. Еду как робот. Я не знаю как Артур выдержал такое испытание – тяжёлый рюкзак за плечами, узкая седушка. Прикол про 50 км. Вроде 20 уже проехали, а осталось всё равно 50.

Артур: «Если бы я изначально знал что будет 90 км я бы сразу же сдох :-D  »

У Николаевки делаем большой перекус с салом, сыром и овсяным печеньем. Ринат же уплетает яблоко и/или банан и/или инжир :) Артур прикручивает свой «заплечник» к багажнику, надоело огребать.

Вперёд едет Роза. От Николаевки до Карташёвки всего 3 км. Сразу за Карташёвкой у Зилима стоит немеряно машин рыбаков вдоль дороги. Видимо здесь хороший клёв, беру на заметку.

От ослепительно белой дороги в глазах рябит и поэтому не видно неровностей. Трафик практически нулевой. У Артура постоянно сползает рюкзак на колесо и он отстаёт.

За Карташёвкой перед ж/д путями слышу обеспокоенный голос Розы из рации. Она умотала вперёд до Ирныкшей и даже не заметила, что все пацаны отстали :)

Далее предстояло проехать 17 км по белорецкой трассе, а там через Карламан до Охлебинино уже рукой подать. Быстро вкручивать по белорецкой трассе не получилось, усталость давала о себе знать. Едем плотной организованной колонной.

Ринат: Артура пустили вперед, и все ехали за ним. Решил остановиться, так как не могу ехать медленно, в итоге отстал от группы. Ильнур вернулся узнать как дела у меня. Я тогда подумал: «Вот блин мутант, туда-сюда катается».

По указателю «Карламан 1 км» поворачиваем направо. Интересно, почему по указателю Карламан, а при въезде стоит знак Улукулево?

Общим голосованием решено было не ехать через Охлебинино в Уфу, как предполагалось по первоначальному плану, а сброситься на вечернем электроне со станции Карламан.

Сказалось как самочувствие некоторых участников, так и желание быть 8 марта в городе. Похоже накатались все, даже по магазам никто на веле не поехал :)  :)

Пробег за день 79 км.

Ринат: Что я понял с этого похода:

– ездить с заспинным рюкзаком это жестко, особенно если в нем около 10 кг груза. Но увы выбора не было, не успел купить штаны…

– яблоки при минусовой температуре превращаются в лед, и приходится их грызть

– сыроеду зимой брать только сухофрукты и орехи

– но с другой стороны, готовить еду не надо, закинул яблоко в топку и спать

– мусорные мешки надетые поверх шерстяного носка, спасают от мокрых ботинок

Несмотря на то, что многие говорили, что ноги замерзнут, ноги были теплые и что самое главное сухие

– тренироваться надо больше, не смотря на то, что бегаю и тренируюсь, все равно почувствовал физическую усталость

– бутылка с горячей водой в холодное время года, в спальнике действует как грелка, в спальнике реально было жарко, (повторюсь) я его даже расстегнул.

-Зимние покатушки – это супер.

РусланВыводы:

После крайне редкого зимнего катания на велосипеде, было очень тяжело вкатиться в нормальный ритм, да еще и с рюкзаком на багажнике.

Всю дорогу до Аскино отставал. Силы пришли после забега до пещеры и обратно. В перевальчик забежал уже нормально. Во второй день похода, ехал как будто не я в первый день.

Суставы тоже надо разрабатывать. Травмированная давным-давно коленка, заныла на второй день так, как обычно на 5 день интенсивного вкручивания на маршруте. Через 10 часов спокойствия прошло.

Мой главный вывод то, что тренировки зимой не надо прекращать, или весной очень активно кататься, чтобы набрать форму к майским походам.

P.S. Портативные химические грелки на самом деле работают заявленное время. Только площадь очень маленькая, согревается участок буквально 10×15 см. Если использовать для разогрева газового баллона, то лишнее время обогревания бесполезно, тело греть – слишком маленькая площадь. Но в спальник засунуть можно, тепло исправно вырабатывается.

Женя: Добавлю:

– шипованные шины в зимнем велопоходе придают уверенность в маневрах и торможении на скользкой дороге. Но и на покрышках с более-менее злым протектором можно ехать в поход, только осторожно

– в котле с паяными швами нельзя топить снег, особенно на примусе, – пайка на швах может потечь

– в зимнем велопоходе нужны солнцезащитные очки.

Метки: , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 120 Spam Comments Blocked so far by Spam Free Wordpress

HTML tags are not allowed.

Рубрики

Архив